Двадцать лет назад Юрию Александровичу Артемьеву выделили участок земли в 6 соток. Вначале избавлялись от лесной поросли, корчевали пни, разравнивали участок и огораживали его металлической сеткой рябицей, ставили хозблок. Чтобы понизить уровень грунтовых вод, решили поднять участок — всю поросль, небольшие куски древесины и травянистые кочки не вывозили, а закапывали в траншеи, жгли только огромные пни. Такой подход позволил не завозить машины плодородного грунта и песка.
Через пару лет прикупили еще три сотки земли, прилегающей к их границе. Земельные участки по Новой Риге — это правильное решение в выборе участка для покупки. Новорижское шоссе окружено зеленью: березовыми рощицами и зелеными лесами, что делает проживание в этой зоне комфортным и экологически чистым.
Дом поставили в наиболее обозреваемом углу с северной стороны участка, отступив 4 м от забора. Не стали делать традиционный палисадник, вдоль забора посадили плодовые деревья.
Задумываться о красоте сада жена Эмма Максимовна Артемьева начала под влиянием видеокассет признанного мэтра декоративного садоводства Юрия Марковского и первых номеров появившихся тогда журналов по ландшафтному дизайну. Листала издания с образцами европейских садов, внимательно разглядывала фотографии: хотелось создать и в своем саду такие же композиции — выразительные, с обилием хвойных, декоративных с весны до поздней осени. Вспоминались аккуратные и нарядные прибалтийские садики, которыми любовалась, когда вместе с мужем жили в Латвии и Эстонии.
В первую очередь она старалась делать красивыми плавные линии дорожек, границы газона и миксбордеров, подбирать такие растения, которые интересны не только цветами, а необычными листьями или формой. Предпочтение отдавала кустарникам и тем видам многолетников, которые не сильно разрастаются и не разваливаются.
Декоративнолистные растения использовала при создании композиций под кронами деревьев: в теневых композициях бело-зеленые, голубые и желтые листья творят настоящие чудеса, в самую тоскливую пасмурную погоду растения с желтой хвоей и листьями словно подсвечивают цветники.
С любой точки обзора должна открываться красивая панорама на сад, поэтому огород вытеснила из парадной зоны и на освободившемся месте поставила беседку.
Вдоль длинной границы с соседями расположены хозяйственные постройки, которые сейчас плотно увиты девичьим виноградом. Кроме хвойных колонн для создания вертикалей в этом саду используют клематисы на красивых, надежных и оригинальных опорах. Это П-образные конструкции, пространство между столбами которых заполняют перекладины из веток, очищенные от коры и прибитые крест-накрест. По весне, пока клематисы только просыпаются и медленно нарастают, эти опоры играют роль элементов садового декора.
Гордость хозяйки — хвойные, пионы и хосты, особая слабость у нее к компактным хвойным. Среди ее любимчиков компактные формы тсуги, туевика, пихты корейской, туи и можжевельника, а также высокая четырехметровая красавица голубая ель, выращенная за 15 лет из крошечного сеянца. В жаркие солнечные дни в саду витает удивительный хвойный аромат.
А в 2008 году благодаря своим друзьям Эмма попала в Англию — они послали фотографии ее чудесного сада на конкурс в один из садовых журналов — и именно этот сад завоевал главный приз — поездку в Англию на главную садовую выставку в Челси. Эмма привезла несколько растений, и сразу же реализовала одну идею. В Англии стригут газон не полностью, а только те части, по которым ходят. Остальную часть газона либо не стригут совсем, либо делают это раз в месяц. Таким образом, экономится время на стрижку газона, и можно устроить на нем кусочек луга, который выглядит очень трогательно.
Там же она увидела, как необычно можно формировать взрослые растения, и начала стричь туи и крушину. Наблюдала, как в английских миксбордерах размещают коллекции редкостей, не боясь объединять их с простыми растениями.
Я УБЕЖДЕНА, ЧТО РАЗМЕР УЧАСТКА НЕ ВЛИЯЕТ НА ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА. Как доказательство этого — сад семьи Артемьевых, где интересных решений больше, чем в ином огромном саду. Формула их успеха — использование КЛАССИЧЕСКИХ, ДАВНО ИЗВЕСТНЫХ ПРИЕМОВ ЕВРОПЕЙСКИХ САДОВНИКОВ И НЕУСТАННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ УЗНАВАТЬ НОВОЕ.