У владельцев частных домов и дач нередко появляется необходимость установить на свой участок навес, открытый гараж, беседку или сарай. Далеко не все знают, что сделать долговечный навес можно быстро и с минимумом вложений. Помимо защиты от солнечных лучей, ветра, дождя и снега, навес также является прекрасным дизайнерским решением для оформления участка.
Инструменты для работы
Сделать навес из труб своими руками совсем не сложно, как это может показаться на первый взгляд. Для этого не потребуется сложных специальных навыков, смонтировать навес сможет даже новичок в строительном деле.
Навес из профильных труб – простая и бюджетная конструкция, монтирование которой не займет много времени, а затраты при этом будут минимальными.
Инструменты:
- рабочие рукавицы;
- рулетка;
- уровень;
- лопата;
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- дрель;
- перфоратор;
- болты;
- кровельные шурупы с прокладками;
- труба профильная;
- уголок;
- металлический лист;
- фланец;
- песок;
- цемент;
- гравий.
Что нужно знать до строительства?
Перед началом монтажных работ надо определиться, где будет располагаться навес, c его формой и для чего должен в дальнейшем применяться.
Важно определиться с конструкцией навеса, ведь их строят как для стационарного использования, так и демонтируемые. Стационарные навесы используют круглый год: например, для защиты от непогоды входной двери и автомобиля. Демонтируемые (передвижные) ставят, когда защита нужна лишь временно: дачные навесы, теплица. Основное требование к демонтируемым конструкциям — это простота сборки, прочность и хорошая ветроустойчивость.
Навес из профильной трубы строят как отдельно, так и пристраивают к стене здания, образовывая с ним единую конструкцию. По применению навесы делят на хозяйственные, используемые для защиты имущества (дом, автомобиль, инвентарь, летняя кухня), и навесы, которые размещают в зоне отдыха (беседка, навес над детской площадкой, бассейном).
Существует целое разнообразие форм крыш у навеса: купольная форма, дуговая, арочная, пирамидой, односкатная или двускатная. Само собой, чем изысканнее форма у навеса, тем сложнее становится процесс его монтирования.
Забудьте о долгих часах, проведенных в расчете правильной конструкции, когда есть уже готовые фото и чертежи навеса из профильной трубы. В зависимости от нагрузки, необходимо будет просчитать количество и толщину опор у навеса, и выбрать металл, из которого они будут сделаны.
Сложность строительства напрямую зависит от конструкции, которая будет выбрана, и материалов, используемых в процессе монтажных работ.
Потому заранее продумайте материал, из которого будет сделано укрытие для навеса. Самый простой вариант — шифер — одновременно и один из самых тяжелых материалов.
Куда привлекательнее смотрится навес из профнастила, хотя это и не самый дешевый материал.
В то же время легкий и полупрозрачный поликарбонат хоть и выглядит эстетично и дорого, но пропускает солнечный свет и задерживает тепло, создавая парниковый эффект. Так что хорошо подумайте, прежде чем монтировать настил из поликарбоната для навеса над автомобильной площадкой. Под воздействием солнечных лучей краска автомобиля начнет выгорать. А в беседке с поликарбонатной крышей будет жарко и некомфортно.
Навес из профильной трубы. С чего начать?
Строительства навеса начинают с подготовки строительной площадки и монтирования опор для навеса.
Для строительства опор можно взять железные трубы с диаметром от 50 мм и толщиной стенок от 3.5 мм. Герметичность не играет никакой роли, так что можно выгодно приобрести б/у прохудившиеся трубы, тем самым снизив общие затраты на строительство. Диаметр и толщина стенок труб подбираются исходя из нагрузки на планируемый навес: учитывайте вес самой конструкции, материала, используемого для крыши, и снежную нагрузку зимой.
В среднем, пара труб с диаметром в 80 мм, установленные на расстоянии трех метров друг от друга, выдерживают нагрузку до 250 кг. Но чем тяжелее сама конструкция, тем на меньшее расстояние между опорами придется рассчитывать. Так для навеса, крытого шифером или натуральной черепицей, лучше придерживаться дистанции между соседними опорами в 1 – 1.5 метра.
Основной материал формирования для каркаса рамы — это профильные трубы. Стенки труб могут быть разными по форме и толщине. Они подбираются в зависимости от нагрузки и величины готового навеса. Лучше всего использовать профильные металлические трубы квадратного или прямоугольного сечения: это бюджетный вариант, они рассчитаны на высокие нагрузки, и в то же время за счет своего малого веса создают меньшую нагрузку на дом и опоры.
Самый простой вариант строительства — это состыковать навес со стеной дома, что значительно уменьшит количество затрачиваемого материала.
Подготовка стройплощадки перед монтажными работами
Перед началом работ готовят площадку для строительства. Равняют основание, после трамбуют и размечают место для крепления опор. Все расчеты должны проводиться точно и согласно плану.
Перед проведением земельных работ также следует убедиться, что кабель или водопровод не будут повреждены.
Материал для опор используется самый разный. Их делают из камня, кирпича, дерева, используют кованый металл и, конечно же, металлический профиль. В чем же преимущество использования профиля перед всеми остальными?
Металлический профиль — простой и экономичный материал. Высокая износостойкость, лаконичный дизайн, эстетическая привлекательность, все это делает его отличным выбором для строительства надежного и долговечного навеса.
Углубления для крепления опор располагают прямоугольником в несколько рядов, в зависимости от размера крыши. После того, как места для углублений размечены и просчитано расстояние между ними, вам понадобится лопата. Размер углубления копают не менее 60 см в глубину, в зависимости от габаритов навеса и промерзания грунта. На дно углубления ставят подложку из утрамбованного песка и гравия.
- В начале работы все трубы необходимо качественно почистить и произвести грунтовку. Во избежание коррозии и ржавления, на концы труб привариваются металлические заглушки.
- Перед установкой опор желательно приварить фланец на верхний конец каждой трубы. Это облегчит последующую сварку опор с каркасом навеса. Фланец можно использовать любой, как сплошной, так и перфорированный.
- В дальнейшем места сварки зачищаются и подбиваются уголком.
- Перепроверяйте себя, лишний раз производя замеры. Опоры выставляют строго вертикально, это очень важный этап в строительства навеса. Для этого производится замер опор уровнем. Измеряют отдельно каждую из опор, для более точного расчета вам понадобится помощь другого человека.
- Высота опор рассчитывается исходя из угла наклона навеса. Для нормального схода осадков с крыши уклон стоит делать не менее 10 см.
- Если основание для строительной площадки уже забетонировано, опоры крепят к нему с помощью анкерных болтов. Это самый надежный и проверенный способ крепления.
- Если планируется монтирование тяжелого навеса, состыкованного к тому же со стеной дома, к стене дополнительно закрепляют еще опоры.
- Для придания надежности конструкции, можно приварить между основами арматурный прут, тем самым дополнительно скрепив основы между собой.
Кроме труб для опор также понадобятся обрезки труб со схожим диаметром. Опоры вставляют в обрезки труб и сваривают вместе для получения стоек. Их затем устанавливают в углубления, заливают цементным составом и оставляют отстаиваться, как минимум, на несколько суток. Время зависит от качества цементного раствора и погодных условий.
Перед тем, как перейти к монтажу каркаса, нужно убедиться, что цемент хорошо застыл, и основы стоят крепко и надежно.
Делаем каркас своими руками
Для работы над каркасом понадобится ровная рабочая поверхность и сварочный инструмент. Каркас собирают и сваривают на земле, чтобы добиться точности в изготовлении конструкции рамки.
Перед началом монтажных работ профильные трубы тщательно зачищают от окалины и ржавчины, заглушают металлическим листом для предотвращения процессов коррозии, затем грунтуют и приступают уже непосредственно к сборке рамы.
Рассмотрим для начала порядок работы сборки демонтируемого (передвижного) каркаса:
- К профильной трубе по одной стороне приваривают короткие цилиндры со сквозными отверстиями. С их помощью стропила будут крепиться к основам, потому их размещают так, чтобы отверстия стыковались с опорами.
- На концы каждой опоры сверлятся аналогичные отверстия для крепления каркаса и стойки. Затем трубы собираются между собой на болты.
- Для упрощения процесса вместо цилиндров можно использовать металлические пластины, но такой способ сборки считается менее надежным и подходит для легких и простых навесов.
Куда проще собирается стационарный навес из труб. Стропила и поперечные трубы каркаса при этом просто приваривают к стойкам. Места сварки затем тщательно зачищают и закрашивают по необходимости.
Существует два вида конструкции каркаса: с использованием ферм и без них. Выбор конструкции напрямую зависит от размера навеса и его габаритной высоты. Чем больше навес и выше, чем серьезнее на него идет нагрузка, тем мощнее должен быть каркас.
Вот простой вариант сборки надежного каркаса без использования ферм:
- Перед началом монтажных работ профильные трубы зачищают и ставят заглушку на концы.
- Затем сваривают между собой несущие продольные опоры (стропила), формируя основу для рамки каркаса.
- Формируют обрешетку, за счет сваривания поперечных к стропилам труб. Нет необходимости сваривать тесную обрешетку, шаг составляет от 100см и больше.
- Выполняют финальную зачистку труб, грунтовку и покраску.
- Производят поочередную сварку рамки к опорным столбам, а шлак впоследствии обивается уголком. На этом этапе сборки вам понадобится помощь, как минимум, еще одного человека, который будет придерживать рамку во время сварки.
Рамка для навеса без использования ферм подходит для небольших навесов с низкой нагрузкой. Если же нужно монтировать габаритную конструкцию с тяжелой кровлей, без использования ферм обойтись не удастся.
Как же собрать каркас с использованием ферм?
- На каждую пару опор сваривается отдельная ферма в виде треугольника. Если монтируется навес без наклона, то свариваются равнобедренные треугольники, если же планируется угол наклона у навеса, размер большего из катетов каркасного треугольника равняется расстоянию от внешнего края опоры до стены дома, размер второго катета зависит от угла наклона навеса.
- Полученные треугольники монтируют между опорами и стеной дома, а затем приваривают между ними поперечные трубы для скрепления.
- Производится монтаж обрешетки для закрепления крыши.
- Обработка труб перед работой и финальная обработка уже собранного каркаса производится так же, как и для сборки каркаса без использования ферм. Трубы зачищают, грунтуют и красят.
Теперь, когда каркас для навеса собран, можно приступать к кровельным работам и монтировать крышу для навеса. Как правило, в крышах для навеса не предусмотрена канавка для водостока, потому профнастил укладывают так, чтобы обеспечить нормальный отток воды непосредственно с поверхности крыши. Для этого листы необходимо уложить по определенной схеме.
Из двух листов профнастила собирается нижний ряд крыши. Затем параллельно к карнизу закрепляется третий лист профнастила, первый во втором ряду. Потом поверх него в перехлест ставится еще один ряд. Так продолжают, пока не заполнят всю крышу.
При правильной и грамотной установке кровли, ее вес будет распределен равномерно, и крыша выдержит любые погодные сюрпризы.
Для того чтобы обеспечить сток воды с крыши подальше от стоек навеса, крыша должна быть больше, чем расстояние между опорами. Для дополнительного удобства, можно установить вокруг навеса желоб для отвода воды.