Строительство гаража из профнастила своими руками – оптимальный вариант для тех, кто хочет быстро сделать надежное укрытие для своего автомобиля и потратить при этом как можно меньше денег. Помимо низкой стоимости строительства гараж из профнастила обладает долгим сроком службы и может составить конкуренцию даже массивным сооружениям из блоков или кирпича. В этой статье вы узнаете все о том, как самостоятельно сделать надежный гараж.
Подготовительные работы
Построить гараж из профнастила своими руками смогут даже люди, обладающие минимальными строительными знаниями и навыками. Профилированный лист обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими материалами. Так, учитывая его невысокую стоимость, он защищает автомобиль от ветра, сырости и холода не хуже бетона или кирпича, особенно если сделать дополнительную теплоизоляцию помещения.
Достоинства гаража, сделанного из профнастила:
- длительный срок эксплуатации;
- высокая скорость монтажа;
- небольшой вес (не нужен дорогостоящий фундамент);
- невысокая стоимость;
- хорошие эстетические показатели (профнастил не требует финишной отделки, можно подобрать цвет на любой вкус);
- надежная защита от осадков.
Схема гаража
Прежде чем приступить к строительству чего-либо, необходимо создать наглядную схему на бумаге или в компьютере. Рассчитайте габариты будущего гаража, чтобы определить количество профилированного листа.
Стандартный легковой автомобиль в ширину достигает от 1,7 м до 2 м, а в длину – от 3м до 4 м. Однако при проектировке следует учитывать, что гараж должен вмещать не только автомобиль. Там должно быть достаточно места, чтобы обойти машину вокруг, свободно открывать двери, поставить шкаф для различных инструментов, запасок, масел и т.д. Зачастую гараж используется и для хранения всего того, что не поместилось дома, например, велосипеда, различной техники, банок, мебели и т.д.
Если вы планируете сделать смотровую яму, учитывайте характеристики грунта и необходимую глубину. Оптимальный размер для гаража составляет 4х6 м при высоте 2,5 м. Также в стене обязательно должно быть хотя бы одно окно, чтобы сократить затраты на электроэнергию и обеспечить естественное освещение в дневное время.
Выбор места
Когда с чертежом гаража из профнастила покончено, можно переходить к непосредственной работе «в поле». Очень важно выбрать правильное место расположения постройки. Желательно, чтобы эта была ровная площадка недалеко от входных ворот на участок и расположенная позади или сбоку от дома. Если вокруг гаража будут расти большие деревья с тенистыми кронами, летом профнастил не будет сильно нагреваться от солнца.
Учитывайте, что вам придется делать подъездную дорожку к гаражу, чтобы не разводить грязь во время дождей и не портить окружающий ландшафт. Поэтому чем ближе постройка будет расположена к воротам, тем меньше сил и средств придется тратить на укладку дорожки. Также рекомендуется делать ее прямой, чтобы облегчить и ускорить въезд в гараж. Оптимальное месторасположение – в 4-5 м от ворот (так вы сможете быстро поставить машину внутрь и свободно открывать распашные ворота).
От жилого дома гараж должен располагаться в 5-7 м. Этого расстояния достаточно, чтобы во время непогоды быстро добраться до машины и не отвлекать шумом двигателя жильцов, выезжая на работу рано утром.
Выбирайте место, расположенное на самой высокой точке участка, но ни в коем случае не в низине, иначе во время осадков и таянья снега вода будет скапливаться, размоет почву, и фундамент «поплывет».
Важно: под гаражом не должно располагаться никаких коммуникаций (канализация, газовые трубы, провода и т.д.), тем более, если вы планируете строительство смотровой ямы.
Инструменты и материалы
Когда вы прикинули габариты будущей постройки, можно приступать к созданию сметы.
Инструменты и материалы, которые понадобятся для строительства:
- профилированные листы – при подсчете количества листов учитывайте, что во время монтажа их надо будет класть внахлест примерно на 20 см, поэтому покупайте материал с запасом (из остатков потом можно будет сделать козырьки или пустить на другие хозяйственные нужды);
- металлические профильные трубы для монтажа каркаса гаража;
- пароизоляционная пленка;
- крепежи;
- П-образный профиль;
- цемент;
- щебень;
- песок;
- утеплитель (минеральная вата, пенополистирол, пенопласт);
- шуруповерт;
- строительный уровень;
- отвес;
- лопата;
- кусачки по металлу;
- клепки;
- шурупы.
Строительство гаража
Для того чтобы знать, как построить гараж из профнастила, совершенно не обязательно обладать профессиональными навыками, достаточно лишь придерживаться четкой инструкции. Соорудить укрытие для автомобиля можно всего за несколько дней, если полностью посвятить себя этому делу.
Фундамент под гараж
Для гаража из профнастила не нужно закладывать тяжелый и дорогостоящий фундамент, но определенная подготовка основания все же требуется. Очистите землю от мусора, сорняков и снимите плодородный слой почвы (дерн) толщиной 10 см. Если вы планируете сделать смотровую яму, выкопайте котлован нужного размера, проведите гидроизоляцию и облицовку. Обратите внимание на то, что для тех случаев, когда грунтовые воды залегают неглубоко, необходимо делать дренаж, иначе яма будет периодически заполняться водой.
Сделайте разметку на земле, вбив колышки и натянув между ними бечевку. По всем углам выкопайте ямы квадратной формы 50х50 см на глубину около 50 см. Установите по стенкам опалубку и залейте ямы бетонной смесью, поместив в центр арматуру для увеличения крепости. Для приготовления цементного раствор смешайте песок и цемент в соотношении 1:3 и разбавьте водой до получения консистенции густой сметаны.
Продолжать дальнейшие работы следует только после полного высыхания фундамента. На это уйдет от 1,5 до 2 недель в зависимости от климатических условий.
Каркас для гаража
Для строительства каркаса гаража из профнастила используют металлические оцинкованные профили круглого или квадратного сечения. Они не ржавеют, а поэтому служат долго и без нареканий.
Особенности монтажа каркаса:
- Установите вертикальные стойки. Самым простым способом фиксации является установка труб в заранее выкопанные ямы и последующая засыпка песчано-гравийной смесью. Для более надежной установки ямы следует залить бетоном и дождаться полного его высыхания.
- К вертикальным стойкам прикрепите поперечные профили при помощи саморезов по металлу. Рекомендуется сделать по 4 поперечины с трех сторон.
- Сверху закрепите продольные профили, чтобы потом установить профнастил на крышу гаража.
Стены гаража
Стены из профнастила крепятся уже на полностью собранный и надежно зафиксированный каркас. Принцип работы очень прост – необходимо прикреплять профилированные листы к стойкам саморезами, фиксируя стыки специальными стальными заклепками для большей надежности.
Особенности монтажа стен:
- Перед монтажом листов убедитесь в том, что все углы каркаса равны 90 градусам, а все его стойки и планки строго параллельны или перпендикулярны земле. От этого будет зависеть аккуратный внешний вид готового сооружения.
- Выполните раскройку листов, учитывая запас на укладку внахлест 20-30 см.
- Зашейте стены листами и при необходимости уложите гидро- и теплоизоляционные материалы. Для теплоизоляции гаража из профнастила отлично подойдет недорогой и эффективный материал – минеральная вата в плитах.
- Закрепляйте листы на нижних прогибах через волну, используя и заклепки, и саморезы для большей прочности (уязвимое место).
- При монтаже рекомендуется использовать различные герметизирующие прокладки и битумные герметики, чтобы конструкция получилась непродуваемой и полностью водонепроницаемой.
Крыша гаража
Что касается монтажа крыши, то лучше делать двускатные или односкатные гаражи из профнастила. Двускатный вариант подойдет для тех случаев, когда гараж стоит отдельно от жилого дома. Односкатная крыша может стать продолжением основной крыши дома, если гараж делается в виде пристройки. Однако при желании или в целях экономии времени и средств можно сделать односкатную крышу для отдельно стоящего гаража.
Особенности монтажа крыши:
- Выбирайте профилированные листы таких размеров, чтобы они полностью покрыли крышу. Если не удается подобрать один большой лист, сведите их количество к минимуму, чтобы избежать дополнительных работ по наращиванию и состыковке.
- Уложите листы внахлест и прикрепите на заранее подготовленную обрешетку при помощи саморезов.
- Стыки, как и в случае со стенами, тщательно зафиксируйте клепками. Для большей надежности можно пройтись герметиком.
- Если вы утепляете стены гаража, то и крышу необходимо покрыть минеральной ватой и проложить пароизоляцию, иначе все тепло, сохраненное стенами, будет подниматься наверх и выходить через холодную крышу.
Важно: расстояние между продольными элементами обрешетки крыши должно составлять примерно 1,5 м. Если вы делаете гидроизоляцию, укладывать ее нужно прямо на обрешетку, после чего положить слой теплоизоляционного материала и только в самую последнюю очередь – профнастил. Чтобы зафиксировать такую кровлю вам потребуются саморезы длиной 4,8 мм не меньше 8 шт. на каждый кв. м.
Ворота гаража
В последнюю очередь изготавливаются ворота. Их конструкция может быть любая в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей. Самый простой вариант – распашные ворота из того же профнастила.
Ход работ:
- Сделайте дверной проем гаража из профилей с квадратным поперечным сечением.
- Соорудите две одинаковые створки, укрепив их поперечинами.
- При желании сделайте в одной из створок входную дверь.
- Зафиксируйте петли и повесьте на них створки ворот.
Внутренняя отделка
Что касается внутренней отделки гаражного помещения, это зависит от предпочтений хозяина и работ, которые он будет выполнять внутри. Так, если гараж будет использоваться только для защиты машины от непогоды, можно и вовсе обойтись без отделки. Если же вы планируете часами перебирать двигатели, красить кузов, работать с маслами и запчастями, следует позаботиться о том, чтобы вам было комфортно.
Советы по организации внутренней отделки гаража:
- Не стоит использовать материалы, сильно впитывающие запахи, например, обои или дерево. В гараже всегда будут витать специфические ароматы, поэтому отделка очень быстро пропахнет.
- Дерево для отделки стен, пола и потолка лучше не использовать вовсе, поскольку оно увеличивает риск возникновения пожароопасной ситуации.
- Скромный и недорогой вариант – отделка пластиковой вагонкой. Она легко моется, нетребовательна в обращении, запросто монтируется, а при необходимости можно заменить отдельный сегмент. Недостаток – очень хрупкая, поэтому если случайно заденете машиной стену, она неизбежно треснет.
- Отведите место для установки простого открытого стеллажа с большим количеством полок – он обязательно пригодится для хранения средств по уходу за автомобилем.
- Штукатурка является одним из самых подходящих материалов для внутренней отделки гаража. Она не впитывает запахи, легко моется, прочная и негорючая. Однако для ее нанесения следует подготовить стены – закрыть теплоизоляцию листами ОСБ или гипсокартоном.
Пол гаража
Одним из самых сложных вопросов при строительстве гаража является выбор напольного покрытия. Из чего сделать пол в гараже, чтобы он служил долго, выдерживал вес автомобиля, не впитывал случайно пролитые химикаты и прилично выглядел?
Из чего лучше сделать пол в гараже:
- Бетон – чтобы залить бетонный пол в гараже, следует предварительно сделать песчаную подушку слоем не меньше 10 см. Чтобы устранить возможную деформацию, по периметру положите демпферную ленту. Утрамбуйте песок, полив водой, положите слой гидроизоляции и арматурную сетку. Только после этого можно заливать бетонный раствор и выравнивать пол. Сохнет такая поверхность около 3 недель. Несмотря на высокую прочность и невосприимчивость к горению, бетонный пол образует слишком много пыли, он впитывает химикаты и соответственно специфические запахи.
- Окрашенный бетон – самый популярный вид отделки при строительстве гаражей своими руками. Принцип создания такого покрытия описан в предыдущем пункте, однако после высыхания бетона его покрывают слоем герметика или краски. Это не дает образовываться пыли, впитываться химикатами и запахам. Таким образом, нейтрализуются все недостатки обычного бетонного пола. Прибираться в таком гараже легко и приятно. Защитное покрытие не только увеличивает эксплуатационный срок пола, но и придает ему более эстетичный внешний вид. Стоимость герметика или краски невысока, да и нанести защиту очень просто даже в одиночку – валиком, кистью или пульверизатором.
- Наливной пол – один из самых эстетически привлекательных вариантов для облагораживания обычного бетонного покрытия. Состав наливных смесей включает два компонента: полимерную смолу и отвердитель. Они дают совершенно ровное и гладкое покрытие, устойчивое к механическим повреждениям, воздействию низкой температуры, химикатам и запахам. Для создания долговечного и прочного пола требуется толщина покрытия не меньше 5 мм.
- Керамическая плитка – для облицовки пола в гараже из профнастила (фото) подойдет далеко не каждая керамическая плитка. Для этой цели необходимо найти керамогранит, клинкерную или толстую напольную плитку.
- Плиты ПВХ – модели ПВХ изготавливаются из очень прочного поливинилхлорида, устойчивого к химическим воздействиям. Такой пол отличается морозоустойчивостью, выдерживает сильные нагрузки, не скользит даже на морозе или избыточной влажности. Вы можете спокойно мыть машину в гараже, не боясь поскользнуться.
Монтаж плит ПВХ в гараже из профнастила (видео):
Плиты ПВХ хорошо поглощают вибрацию и устойчивы к ударам. Монтировать их легко даже без особых навыков. Единственное, что надо сделать – как следует выровнять и очистить бетонный пол. Вам даже не потребуется использовать клей – каждый элемент снабжен специальной системой замочков, благодаря которым пол собирается, словно конструктор. В этой работе могут принимать участие даже младшие члены семьи. Одно из главных достоинств пола из ПВХ плит – при необходимости его можно разобрать и смонтировать в другом месте, например, чтобы сделать дорожку на улице или заменить какую-то часть.
Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в том, как сделать гараж из профнастила. Как вы уже успели убедиться, в этом нет ничего сложного, достаточно лишь приобрести подходящие материалы и выделить немного свободного времени.